Академик Андрей Викторович Гапонов-Грехов

(7.06.1926 – 2.06.2022)

В 1942–1943 гг. – слесарь-механик Горьковского физико-технического института (ГИФТИ). В 1949 году с красным дипломом окончил Горьковский государственный университет по специальности радиофизик, в 1952 году окончил аспирантуру радиофизического факультета ГГУ. В 1952–1955 гг. – старший преподаватель, доцент, профессор кафедры радиотехники Горьковского политехнического института. В 1955–1956 гг. – старший научный сотрудник ГИФТИ. В 1956–1966 гг. – зав. отделом Научно-исследовательского радиофизического института (НИРФИ), профессор Нижегородского государственного университета (ННГУ). В 1966–1976 гг. – зам. директора по научной работе НИРФИ. В 1976–2003 гг. – директор Института прикладной физики РАН, профессор ННГУ. В 2003–2005 гг. – научный руководитель ИПФ РАН. С 2006 года – советник РАН.
Член-корреспондент АН СССР c 1964 года, академик АН СССР c 1968 года.
Академик А. В. Гапонов-Грехов – крупнейший российский учёный и организатор отечественной науки в области радиофизики, микроволновой электроники, гидрофизики, и нелинейной динамики. Уровень и масштаб достижений Нижегородской научной школы радиофизики во многом и неразрывно связаны с его именем.
При поступлении в аспирантуру научный руководитель академик Андронов предложил ему трудную тему по общей теории электромеханических систем. Полученные результаты оказались настолько значимыми, что при защите кандидатской диссертации в 1955 году А. В. Гапонову-Грехову была сразу присуждена степень доктора физико-математических наук.
Во второй половине 1950-х годов выполненные им совместно с учениками исследования по динамике волн в нелинейных средах и теории колебаний распределённых систем привели к открытию ударных электромагнитных волн и заложили фундамент одного из ключевых направлений современной физики – нелинейной динамики распределённых систем. Эти работы в значительной мере стимулировали развитие таких направлений, как нелинейная оптика, нелинейная акустика, динамический хаос и самоорганизация в сложных динамических системах – по всем этим направлениям Нижегородская школа радиофизики и в настоящее время занимает лидирующие позиции.
Одним из наиболее ярких научных достижений А. В. Гапонова-Грехова стало создание в 1958–1961 гг. теории индуцированного излучения классических нелинейных осцилляторов, формулировка на этой основе нового принципа генерации и усиления электромагнитных волн и реализация этого принципа в электронных приборах. В этой работе ему почти одновременно удалось осуществить и создание теории, и постановку эксперимента, и конструирование приборов нового типа – мазеров на циклотронном резонансе (МЦР). Эти приборы, получившие затем название гиротронов, оказались вне конкуренции как наиболее мощные генераторы и усилители когерентного излучения в сантиметровом, миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах.
В последующие годы научные интересы А. В. Гапонова-Грехова дополнились релятивистской электроникой. Эти исследования также привели к созданию целого класса мощных микроволновых релятивистских приборов, способных генерировать наносекундные импульсы гигаваттного уровня пиковой мощности. Созданные источники мощного микроволнового излучения нашли применение в установках управляемого термоядерного синтеза, в мощной радиолокации и технологических, в частности, плазмохимических процессах, и круг их приложений постоянно расширяется. Эти работы были трижды удостоены Государственных премий СССР и Российской Федерации.
Более четверти века он возглавлял Институт прикладной физики АН СССР (сейчас – ИПФ РАН), созданный им в 1977 году. Под его руководством Институт в короткий срок превратился в один из ведущих физических центров страны, в котором успешно сочетаются фундаментальные и прикладные исследования широкого профиля. ИПФ РАН занимает прочные позиции в области физики плазмы, электроники больших мощностей, гидрофизики и гидроакустики, квантовой радиофизики и нелинейной оптики, физики миллиметровых и субмиллиметровых волн.
Руководя научно-исследовательскими работами по оборонной тематике и возглавляя в 1987–2012 гг. Научный совет РАН по комплексной проблеме «Гидрофизика», А. В. Гапонов-Грехов внёс крупный вклад в решение научных и прикладных проблем военно-морского флота, укрепление обороноспособности России. По его инициативе началось освоение низкочастотного диапазона звуковых волн в качестве «рабочего инструмента» активной диагностики океана на больших акваториях. В середине 1980-х годов под его научным руководством были выполнены демонстрационные натурные эксперименты, показавшие возможность дистанционной диагностики подводной среды на трассах длиной до 1000 км, заложены научные и технологические основы создания мощных когерентных акустических излучателей низкочастотного диапазона, без которых невозможны сколь-нибудь серьёзные экспериментальные исследования в области «дальней» акустики океана.
И в области квантовой электроники, лазерной физики и нелинейной оптики под руководством А. В. Гапонова-Грехова были получены результаты мирового уровня. Так, в 1962 году был создан первый в СССР лазер на отечественном кристалле рубина. В период бурного развития квантовой электроники (1965–1990) работы сотрудников института в значительной мере определили передовой уровень развития этой науки.
В конце 1990-х годов в ИПФ РАН был создан первый в России фемтосекундный лазерный комплекс тераваттного уровня мощности, затем – комплекс петаваттного уровня мощности. Эти результаты позволили ликвидировать отставание российской науки от мирового уровня в области фемтосекундной оптики и стимулировали развитие в стране нового научного направления – физики сверхсильных электромагнитных полей и их взаимодействия с веществом.
Нельзя не подчеркнуть особую роль возглавляемых А. В. Гапоновым-Греховым на протяжении многих лет Горьковских школ по нелинейным волнам, которые регулярно проходили в период с 1972 по 1989 гг. с участием ведущих советских специалистов. В 2000-е годы регулярное проведение таких школ было возобновлено. Для многих молодых участников, среди которых традиционно много аспирантов и даже студентов (и далеко не только нижегородцев), эти научные школы стали действительно школами «нелинейного знания», получаемого из первых рук.
А. В. Гапонов-Грехов – автор около 150 научных публикаций. Многие годы он был главным редактором журнала «Известия РАН. Серия физическая», членом редколлегий журналов «Физика плазмы», «Известия вузов. Радиофизика», «Акустический журнал».
А. В. Гапонов-Грехов был депутатом Съезда народных депутатов СССР (1989–1991), до этого был депутатом Верховного Совета РСФСР и местных советов – при том, что никогда не состоял в КПСС. Почётный гражданин города Нижний Новгород.
А. В. Гапонов-Грехов – Герой Социалистического Труда, награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степеней, удостоен высшей награды РАН – Большой золотой медали им. М. В. Ломоносова – «за выдающийся вклад в развитие физики колебательных и волновых процессов».